Методы измерения скорости средств поражения
Баллистические испытания включают в себя испытания защитных бронеструктур средств индивидуальной защиты (СИБ), защиты бронетехники и других средств защиты на противопульную и противоосколочную стойкость. Цель испытаний состоит в проверке соответствия баллистической стойкости СИБ требованиям технических условий на испытываемое изделие, ГОСТов [11.1.-11.7.] или другой регламентирующей документации с соблюдением определенных правил, методик и программ испытаний. Испытания на противопульную стойкость СИБ производятся непосредственно обстрелом из стрелкового оружия. Для испытаний на противоосколочную стойкость используются специальные баллистические стволы, обеспечивающие метание с заданными скоростями имитаторов осколков.
Все испытания проводятся с измерением ударной скорости средства поражения в каждом выстреле и оценкой характера поражения. При этом в оценке защитных свойств учитываются только те результаты, которые соответствуют заданным требованиям. Так, если получен недопустимый уровень поражения (например, пробитие или поражение преграды со сквозными трещинами и т.д.) при скорости выше верхней границы заданного диапазона, то этот результат считается незачетным. Также незачетным считается удовлетворительный результат по поражению при скорости ниже нижней границы заданного диапазона. Однако неудовлетворительный результат по поражению при скорости ниже нижней границы заданного диапазона считается зачетным. Это связано со справедливым в большинстве случаев утверждением о том, что чем выше скорость ударника, тем выше вероятность поражения защиты и если получено поражение при меньшей скорости, то при большей скорости тем более будет поражение.
Существуют различные способы [11.8] измерения скорости движения тел. При проведении баллистических испытаний наиболее распространенным является относительно простой базовый способ измерения скорости, при котором определяется время прохождения телом базы - фиксированного расстояния между чувствительными элементами, которые обычно называют блокирующими устройствами или рамами-мишенями. Блокирующие устройства разделяют на контактные и неконтактные - оптические и индукционные. При использовании контактных рам-мишеней движущееся тело контактирует с элементами, находящимися под напряжением: слоями фольги, замыкая их, или с проволочками, разрывая их. При этом формируется электрический сигнал, регистрируемый соответствующей аппаратурой, позволяющей определять время между этими сигналами. При использовании неконтактных блокирующих устройств - оптических или индукционных датчиков, электрический сигнал формируется вследствие возмущений, вносимых в оптический или электромагнитный каналы пролетающим телом в момент пересечения им плоскости блокирующего устройства.
Учитывая ответственность испытаний и важность заключения о надежности средств индивидуальной защиты, обусловленную риском для жизни человека, вопросы оценки точности средств измерения скорости имеют большое значение. Казалось бы, задача аттестации средств измерения скорости не является сложной и может осуществляться инструментальными методами. Оценив погрешности определения базы измерений и времени, можно по известным соотношениям определить погрешность измерения скорости делением длины базы на время ее пролета. Однако более детальное рассмотрение процесса взаимодействия пули с чувствительными элементами средства измерения показывает, что существуют дополнительные источники погрешностей, которые затруднительно определить без проведения стрельбовых испытаний. При использовании контактных датчиков из 2-х слоев фольги, разделенных пленкой диэлектрика, измерение базы между запускающим и останавливающим датчиками не гарантирует неизменность ее величины в динамических условиях в процессе взаимодействия пули с датчиком. Поскольку прежде чем произойдет замыкание датчика и выдача электрического сигнала на измеритель времени фольга деформируется, и величина деформации до момента замыкания зависит от скорости, формы и размера пули. При использовании проволочных датчиков, формирующих сигнал при разрыве проволочки, момент ее разрыва и формирование сигнала зависит от предельного удлинения, изменяющегося в зависимости от скорости и условий взаимодействия. При использовании неконтактных индукционных датчиков измерение базы в статических условиях практически невозможно, поскольку затруднительно определить плоскость, в которой формируется электрический сигнал, зависящий от величины скорости и массы движущегося тела. Не лучше обстоит дело и с оптическими датчиками. Если оптическая плоскость формируется набором дискретных лучей, то возникновение сигнала зависит от положения траектории пули относительно лучей. Различные условия взаимодействия пули с дискретными оптическими лучами схематично представлены на рис. 11.1.

В практике проведения испытаний в Российском центре испытаний средств индивидуальной защиты НИИ стали, располагающим измерителями скорости с индукционными, оптическими лучевыми и непрерывными датчиками, контактными рамами- мишенями различных схем, накоплен большой опыт по их применению при проведении оценочных и сертификационных испытаний различных средств защиты.
Для оценки пригодности новых измерителей скорости используется сравнительный метод оценки измерителей скорости для проведения пулевых испытаний. Сущность его заключается в том, что в одном опыте скорость пули измеряется различными измерителями, основанными на различных физических принципах (оптических, индукционных, контактных). Сопоставляя результаты различных измерителей, можно сделать вывод об их относительной точности. Фотографии некоторых измерителей скорости представлены на рис. 11.2-11.6.
При использовании оптических измерителей скорости ФЭБ-7 (база измерения 2000 мм, погрешность измерений не более 0,5%) и РС-4М (база измерения 400 мм, погрешность измерений не более 1,0%) их геометрические размеры позволяют совместить середины баз измерений в одной плоскости рис. 11.7.
В этом случае сравнение результатов двух измерителей можно проводить непосредственно. Если средние плоскости баз измерений невозможно совместить, в частности, когда один из датчиков расположен вблизи дульного среза, а другой на некотором удалении (рис. 11.8), необходимо учитывать падение скорости пули на траектории, которое можно определить для конкретного средства испытания по таблицам стрельбы [11.9-11.12].




В основном испытания средств индивидуальной защиты на пулестойкость производятся стрельбой из боевого стрелкового оружия или соответствующих баллистических стволов стрельбой с 5... 10 м или с дистанции, заданной в технических условиях на изделие. На конкретные образцы защиты бронетехники, средств индивидуальной защиты и другие средства защиты зачастую задаются требования обеспечения противопульной стойкости при стрельбе с заданной дистанции, которая может составлять, например 50 м, 100 м, 300м и более. Ударная скорость на таких дистанциях существенно меньше начальной скорости пули. Обеспечить требуемую точность попадания при стрельбе с больших дистанций значительно сложнее, чем при стрельбе с дистанций 5... 10 м, а также значительно сложнее обеспечить измерение ударной скорости в каждом выстреле. Поэтому возникает необходимость стрельбы с коротких дистанций с обеспечением аналогичных условий действия пули по оцениваемой защите. Результат взаимодействия средства поражения с защитой определяется, прежде всего, ударной скоростью. Поэтому можно проводить испытания при стрельбе с дистанций 5... 10 м с обеспечением заданной ударной скорости за счет изменения массы порохового заряда используемого патрона. Такие испытания называются испытаниями в приведенных условиях. Порядок работ по обеспечению испытаний в приведенных условиях заключается в следующем:
- если задана дистанция стрельбы, то по таблицам стрельбы для конкретного патрона [11.9-11.10] определяется скорость на этой дистанции. Если задана скорость, при которой должны проводиться испытания, то ее значение и используется в дальнейшей работе. Распределение скорости по дистанции стрельбы для некоторых типов патронов приведены в прил. 4 на рис. П4.4- П4.17;
- по величине скорости расчетным путем определяется масса пороховой навески, при которой будет обеспечиваться заданное значение скорости. При относительно небольшом изменении скорости относительно штатных условий для оценки массы пороховой навески можно воспользоваться формулой:
Зависимости дульной скорости пули от массы пороховой навески при испытаниях с приведенными скоростями для некоторых типов оружия и патронов приведены в прил. 4 на рис. П4.1-П4.3.
Приведенные экспериментальные данные получены при стандартных условиях испытаний (температура, давление, относительная влажность) и однотипных условиях снаряжения патрона.
Еще одним вопросом, непосредственно относящимся к измерению скорости средства поражения, является место расположения измерителя скорости относительно объекта испытаний. Естественно, чем меньше расстояние от середины базы измерений до объекта испытаний, тем меньше расхождение измеренного значения скорости и скорости в момент соударения, т.е. ударной скорости. Значение ударной скорости по измеренной можно рассчитать по формуле:






С учетом падения скорости ударная скорость будет определяться зависимостью (11.4):
Смотрите также
- Список основных сокращений
- Основные понятия и определения
- Текстильная броня
- Механизмы взаимодействия пули с текстильной броней
- Полимерная композитная броня
- Металлическая броня
- Керамическая броня
- Анализ противопульной стойкости многослойных преград с внешним керамическим слоем
- Прозрачная броня
- Броня из наноматериалов - возможности и перспективы
- Заброневое действие высокоскоростного удара пуль при непробитии бронезащиты
- Баллистические испытания средств индивидуальной бронезащиты
- Общие принципы конструирования бронежилетов
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4